Комментарии: |
"Может показаться надуманным, чтобы иноческое поселение на месте Подчерёмы было как-то связано с одной из старейших русских сект – христоверов, более известных как хлысты. В поздний период у хлыстов никаких иноческих поселений известно не было... Касательно исторической Вохны можно констатировать следующую ситуацию. Сохранившиеся источники говорят крайне мало – «альтернативные христиане» данного подмосковного уголка, будь то старообрядцы-беспоповцы или сектанты, весьма хорошо маскировались под правильных православных и их почти не фиксировали чиновники духовных и светских ведомств. Но уже после 1826 года, когда была составлена «Ведомость...», в коей не видно ни одной вохонской старообрядческой моленной, через два-три десятка лет в этом крае фиксируются хлысты" (С. 103–104). Для Сергея Михайлова, три десятка лет занимающегося старообрядческими поселениями, эта совсем нетипичная работа. Наравне с архивными документами, он использует факты и предания, выведанные у старожилов деревень Большой Двор и Андроново, расположенных ближе к нынешнему руслу Клязьмы. Перебирая теории о рукотворной пещерной традиции русских монастырей и о том, откуда могли прийти не принявшие церковнцю реформу Никона иноки, Михайлов выдвигает смелую гипотезу: могла ли загадочная исчезнувшая обитель принадлежать последователям другой ветви альтернативного христианства? |