Комментарии: |
Исследование о роли многочисленной ассирийской диаспоры в общественной и культурной жизни Москвы. "Ассирийцы в спорте начали проявлять себя не благодаря официальным структурам, а благодаря артели «Московский чистильщик». Именно с помощью этой артели, считавшейся в советское время чуть ли не «островком капитализма», появилась во второй половине 1940-х гг. и одноименная легендарная футбольная команда... Старожилы вспоминали, что «Чистильщик» уступал только «Погрузсоюзу», где играли достаточно крепкие ребята. Остальные команды ассирийцы громили на поле без особого труда... [Однажды] «Московский чистильщик» должен был играть против «Московского ювелира» – и для его усиления тайком позвали [ассирийского] футболиста-профессионала. В «Чистильщике» об этом узнали прямо перед матчем. Зная, что среди соперников играет соплеменник, ассирийцы пытались [разговорить] «подставного» на поле. Но тот не хотел подводить свою команду, отвечая, также по-ассирийски, что в команде играют исключительно свои. И всё же, несмотря на профессионального игрока, «Ювелир» проиграл команде чистильщиков... При артели была и команда шахматистов, также именовавшаяся «Московский чистильщик». Ассирийцы в 40-е годы считались одними из лучших шахматистов Москвы, громя все любительские коллективы. Уступали они только команде «Московский часовщик», которая была преимущественно еврейской по составу и которую обыграть было весьма сложно" (С.336–338). Из содерж.: Ассирийцы в Москве до начала ХХ в.; Ассирийцы-беженцы в глазах властей. Работа по их советизации через клуб и структуры «Союза ассирийцев»; Конфликты между племенами; Чистка обуви – «ремесло», навязанное ассирийцам советскими властями; Чистильщики обуви и знаменитости; Ассирийцы Самотёки в глазах иноэтничных соседей; Гиваргиз Хошаба и др. |