Комментарии: |
"С 1920–1930-х гг. ассирийцы – семьи беженцев из различных местностей Ванского вилайета Турции и района Урмия Северо-Западного Ирана – поселились во многих областных и районных центрах Европейской части СССР. Небольшие диаспоры этих переселенцев возникли и в ряде городов на Верхней Волге, на территории Тверской, Ярославской, Костромской и Ивановской областей" (С. 5). "В повседневной жизни российских, украинских и ряда белорусских городов ассирийцы заняли особую микроэкономическую нишу. Не один десяток лет представители известного народа повсеместно у нас занимались чисткой обуви, а чуть позже многие из них стали прекрасными мастерами по обувному ремонту. Однако с этим «национальным» промыслом, на наш взгляд, дело обстоит не так просто. Трудно понять, почему сразу во многих городах, разбросанных на огромной территории, именно эти беженцы вдруг массово сели на «стоянки» чистильщиков, тогда как их прежний образ жизни вроде бы не создавал для того никаких предпосылок... Еще не так давно ассирийцы-старожилы рассказывали, бывало, легенду о том, что мигрантов на эти стоянки усадил сам Михаил Иванович Калинин. [В пользу версии о некоем замысле советских властей говорит и то, что] в большинстве российских городов чистка обуви исчезла в 1960–1970-х гг., когда ушло поколение тех, кто попал в Россию в сознательном возрасте" (С. 20, 22). Из содерж.: Церковь Востока и её забытая миссия; Нестяжатели; Наследие Церкви Востока в истории старообрядчества на Верхней Волге; Тверь; Торжок; Кимры; Торопец; Ладо Давыдов; Рыбинск; Ростов Великий; Углич, Переславль-Залесский, Тутаев и другие города; Кострома; Иваново; Шуя; Тейково; Юрьевец; Кохма и др. |