Комментарии: |
Формат А4. "По канонам иконописи, «рисуя горки, и растительность, и здания, иконописец отнюдь не обращался за справками к натуре; их отвлеченные формы лишь помогали ему ярче и целостнее выявлять главное: тот спокойный ритм внутренней жизни духа, котоый не нарушается никамими земными превратностями»... Несмотря на свою предустановленную иконописным каноном вспомогательность, рассмотренные формы гористого рельефа – горные сооружения с характерным уступчатым профилем склонов, с наличием площадок-лещадок – несут, по мнению автора, значительный сакральный и немалый вероучительный смысл. Тут и прямые аналогии с «горним», возвышенным, неземным. Несомненна их декорационная роль для подчеркивания динамизма, драматизма, ритмики, напряжённости изображаемого в иконах, что часто подчёркивается и динамически неустойчивым нависанием уступов и неестественным наклоном горок, а также и их цветом. Так, красный цвет – цвет тепла, любви, жизни, животной энергии. Белый – символ Божественного света. Синий и голубой обозначают бесконечность неба, иной, вечный мир, цвето Богоматери. Зелёный – цвет жизни; коричневый – голой земли, праха, тленного; чёрный – цвет зла и смерти. В «Словаре иконописца» отмечалось их, горушек, сходство с морскими волнами – символами вечного движения к духовному совершенству. Особо примечательно сходство «горок» с «лествицей», когда одна лещадка располагается над другой с некоторым смещением. «Лествица», как известно, символизирует духовное восхождение" (С. 25–26). В книгу включено несколько очерков с размышлениями автора на темы геоморфологии, искусствоведения и религиоведения. Содерж.: Сакральная геоморфология; Об этическом в геоморфологии; Изображения рельефа в православных иконах; Геоморфологизм живописи Джотто; Попытка естественнонаучного толкования текстов Священного писания; Геоморфологическая позиция русских монастырей. |