Комментарии: |
"Большое количество священников, 18 первоначальных школ, все это способствовало умственному развитию населения, но главным толчком к развитию послужила страсть жителей Джеллу к путешествиям. Почти каждый молодой человек, достигший двадцатилетнего возраста, стремился отправиться в Европу. Пробывши там 3–5 лет, возвращался полуинтеллигентом с капиталом достаточно большим для прожития остатка жизни, и только тогда он обзаводился семьей и домом. Странно видеть среди населения, живущего жизнью древних веков в этих диких первобытных ущельях, где почти не существует железных изделий, а дома построены без гвоздей, и где вся посуда исключительно глиняная, – людей, довольно свободно говорящих на русском, французском, английском и немецком языках. При свете глиняного светильника с растительным маслом странно слышать разговоры о политике во всех государствах земного шара" (Из описания аширета Джилу русским вице-консулом Р. Терменом. С. 66–67). В книге рассказывается об истории рязанской ассирийской диаспоры. Из содерж.: Ассирийцы (восточные сирийцы) в начале ХХ столетия; Локальные ассирийские группы, создавшие рязанскую диаспору [область-маликство Джилу, область-маликство Диз, село Алсан и Аласная, село Зирини и Зерная]; Миссионеры Церкви Востока на берегах Оки; Ассирийцы в Рязани до 1914 г.; Места проживания семей рязанских ассирийцев с 1920–1930-х гг. Состав диаспоры; Братья Варда. Забытая страница рязанского спорта; Ассирийцы в городах Рязанской области [в Ряжске, Касимове, Михайлове]; Ассирийцы в городах прежней Рязанской губернии, отошедших в состав Московской области и др. |