Комментарии: |
Очередная книга известного исследователя Сергея Сергеевича Михайлова начинается обширным очерком об исторической судьбе современных ассирийцев – потомков древних семитских племён, говоривших на арамейском языке. Ассирийцы очень рано обратились в христианство, но с V века уклонились в раскольническую несторианскую Церковь Востока, к 1914 году сохранившуюся почти исключительно в Ванском вилайете Османской империи на границе с Персией и Россией. После неудавшегося антиосманского восстания 1915 г. и последовавшей за ним резни, а также после ухода из Вана в 1917 году русских войск, около 60 тыс. уцелевших ассирийцев покинули родину, эмигрировав в том числе и в РСФСР. Здесь они вместе с коренным населением хлебнули немало горя. Как написано на тверском памятнике-кенотафе ассирийцу Г. Тумасову, «они шли в благословенную страну христиан, а попали в коммунистический ад». Но и советским властям приходилось с ассирийцами непросто. "В тех местах (например, в Москве), где селились большие группы выходцев из разных племен, между ними нередко происходили [жесточайшие кровавые] конфликты.... Ввиду таких неприятностей, беспокойных «айсоров» надо было максимально разобщить и раскидать по стране, чем и занялся «Союз ассирийцев», заодно монополизировав для них услугу по чистке обуви и предоставляя главам семейств «стоянки», то есть рабочие места" (С. 35). Помимо Костромы и Кинешмы, в книге упоминаются другие места расселения ассирийцев: Юрьевец, Вичуга, Буй и пр. |