Комментарии: |
Когда в школе мы проходили Декларацию прав человека, всегда было удивительно, почему у личности права есть (или они естественны вплоть до закрепления в документах), но ни для семьи, ни для прихода, ни для общины / улицы, ни для какого вообще коллектива прав не предусмотрено. Этот вопрос, несомненно, волновал и Боба Блэка, который, по остроумному замечанию Г. Маркуса, "всерьёз воспринимает плохие идеи". "Права человека – это мифы. Во первых, потому что они ложны. Во-вторых, потому что они оправдывают власть. Для государства права человека – это беспроигрышный вариант. Права человека являются, по сути, сопутствующим товаром глобализации... Субъект права – это изолированный, одинокий человек. И, как писал Карл Маркс, критикуя французскую Декларацию прав человека, «право человека на свободу основывается не на соединении человека с человеком, а, наоборот, на обособлении человека от человека. Оно – право этого обособления»... Разговор о правах – это язык конфликта, а не гармонии. Рассуждение о правах является состязательным, как кулачный бой или судебный процесс, или выборы... Правители новых независимых государств [в т.ч. России] часто более агрессивно вторгаются в права своих коренных народов [в т.ч. русского], чем европейские колонизаторы... [Поэтому] для такого утопического анархиста, как я, хорошее общество не основано на утверждении прав и следовании правилам... Я говорю, что когда люди дружат, им не нужны права человека. Им нужно не больше прав, а больше дружбы" (С. 67–74). |