Комментарии: |
"Протестантское христианство сделало одну вещь: оно лишило веселья воскресенье, день отдыха. Оно, конечно, предписывало воздерживаться от работы, но также и от игры, предписывая слушать длинные проповеди. «Трудолюбивым расам очень тяжело переносить праздность: то был мастерский трюк английского инстинкта – сделать воскресенье до такой степени скучным, чтобы англичанин незаметно для себя снова начал сладострастно помышлять о рабочих днях» (Ницше). Но англичане не всегда были такими. Их к этому приучили, отчасти, возможно, благодаря религии, но главным образом благодаря самой производственной дисциплине. <...> Но возможно, они и правы. Традиционная функция рабской морали состоит в том, чтобы примирить бедных, слабых, утомлённых и особенно рабочих с их несчастной судьбой. Если угнетённые терпеливы, они будут наслаждаться пирогом в небе, когда умрут" (С. 49–50). "Как только ты ввязываешься в рабочий распорядок, а затем берёшь на себя всё больше и больше работы за счёт остальной части своей жизни, в то же самое время, начиная зарабатывать много денег, ты должен убедить себя, что ты не тот саморазрушительный дурак, каким кажешься. Ты лучше других людей, которые по сравнению с тобой лентяи. Ты можешь позволить себе латте за 6 долларов в Старбаксе, и тебе понадобится много их, чтобы не спать долго" (С. 55–56). Из содерж.: Определение работы; От работы к игре; Нищета профессоров; Трудовая этика; Сокращение рабочего времени; Здоровье, безопасность и благополучие; Приложение. «Ещё раз о нульработе» и др. |