Комментарии: |
"Итак, Ульяновы добились дворянского статуса, но добились они его посредством типично буржуазных добродетелей: усердная учеба, упорный труд, целеустремленность и желание приносить пользу. Кто-то может увидеть в истории Ульяновых российскую «историю успеха», практически «из грязи в князи». Но в царской России именно вера Ульяновых в образование и его роль в социальном продвижении подвела их к опасной черте. Царизм отчаянно нуждался в таких, как они: серьезных, целеустремленных, нацеенных на карьеру профессионалах, – но одновременно и боялся их. Они подрывали традиционный, построенный на «Табели о рангах», социальный порядок. Они несли в себе скрытый вирус нежелательного сравнения с Западной Европой. Они требовали свободы действий, которой автократическая система не могла им предоставить... Получалось, что Россия сначала строила для них школы, а потом преследовала и раздражала их. Она призывала их служить отечеству, а сама обращалась с ними, как с непослушными детьми" (С. 19–20). Жизнь и деятельность В.И. Ленина канадский историк Ларс Ли рассматривает "сквозь призму героического сценария классового руководства – романтически-возвышенную, драматическую и при этом политически конкретную и последовательную программу подготовки и осуществленияпролетарской революции в России". Из содерж.: От червей к бомбам. «Мы пойдем другим путем, Саша»; Марксизм указывает Ленину «другой путь»; Колесики и винтики мечты; Роль крестьянина в ленинском героическом сценарии; Спад революции; Три поездки на поезде; За рамками «учебника по Каутскому»; Историческая роль ленинского сценария; Свидетельства современников и др. |