Комментарии: |
Увелич. формат. Состояние хорошее. "Если человек старел и дряхлел и не мог уже ездить верхом на олене, то жители аала решали – хотя и жалко старика – строить ему касканак, чум для мертвеца. Рубили в лесу плахи из длинных бревен, выкладывали нижние концы в узкую канаву, выкопанную по кругу. Плахи плотно подгоняли одну к другой, чтобы старый человек не мог их сам разобрать и выйти. Резали оленя и клали в касканак хорошие куски мяса, оставляли там берестяные соо с водой, дрова для костра, стелили старику постель. Потом прощались с ним, крепко закладывали вход и откочевывали. Через год, когда кочевки были в этих же местах, открывали касканак и хоронили покойника" (С. 165). Севьян Вайнштейн (1926–2008) – самый известный в России специалист по археологии и этнографии Тувы. Его труд основан на материалах полевых дневников и фотографиях, которые исследователь собирал на протяжении 30 лет. Издание иллюстрировано авторскими зарисовками, в числе которых малоизвестные сибирские петроглифы, бытовые приспособления кочевников, шаманские одеяния, украшающие чумы узоры. Особая ценность – длительные и несокращённые записи бесед с местными жителями (так называемые контексты), из которых Севьян выуживает легенды, традиционные представления и осколки мифов, передававшихся веками. Отдельное внимание автор уделяет малым народностям Тувы, а также удивительной религиозной жизни тувинцев, сочетающей в себе шаманизм, ламаизм и не так давно появившееся христианство. Из содерж.: Таежными тропами Тоджи; Люди и олени. Трагическая утрата; Путешествие к тофаларам; В белой юрте тувинца; Семь кочевок к счастью; В гостях у великого шамана; Тайны крепости Пор-Бажын и др. |