Комментарии: |
Кто же не знал Теодора Шанина? Марксиста, когда-то члена компартии Великобритании, фаната демократических обсуждений и (псевдо)коллективных решений, гениального вытряхивальщика денег, «обчистившего» все крупные фонды, начиная с фонда Сороса и заканчивая British Council. Находиться с ним в одной команде было непросто, потому что он гнул своё, как слон. Когда он случайно попал под машину в Лондоне, какой-то его сотрудник в Москве искренне поинтересовался: «А что же стало с машиной?» Мы вообще-то знали, что в молодости Шанин воевал в армии Израиля, но не подозревали о его весьма сентиментальной еврейской сущности, фанатичной вере в сионизм и вообще галахическое мироустройство. А последняя, самая искренняя книга Шанина как раз об этом. И ещё о травме второй мировой и том, почему именно крестьяне, ежедневно преодолевающие бюрократический контроль и одержимые идеями социального реванша представлялись Шанину самым близким по духу классом. "Как почти у каждого мальчика из Вильно, мое первоначальное политическое самосознание делило мир на две фундаментально разные группы: евреев и неевреев. Неевреи были «гои» – чужие. Главным в понимании самого себя, своей identiti было то, что ты – еврей. Где-то позже ты начинал понимать, что ты также миснагд... В этом разделении хасиды были «не наши». Они поют и танцуют во время молитв, что дико... Когда мне было 10 лет, в условиях советского ареста, и далее в жизни спекулянта в Самарканде, – когда я выносил ворованный хлеб, – еврейское самоопределение стало для меня важным пунктом психологической самозащиты... Моей первой «политической партией» была несуществующая в действительности партия моей мечты. Когда я вернулся в Польшу в 1946-м, мы создали еврейскую скаутскую организацию. Скаутская модель давала возможность воспитать наших ребят в еврейском националистическом духе, усиливая их национальную гордость. Это было частью борьбы за «еврейскость» " (С. 211–213). |