Комментарии: |
Уменьш. формат. "На мой взгляд, Толстой увидел в словах Христа то, что хотел увидеть, а не то, что в них на самом деле содержится. Вольно или невольно, но он осовременивает заповедь «любите врагов ваших!»… В еврейском обществе, как и во всяком человеческом сообществе, всегда были и злые и добрые, праведные и неправедные. Иисус призывает к тому, чтобы добрые и злые, праведные и неправедные евреи любили друг друга и жили друг с другом в мире и согласии. Тогда еврейское общество станет крепким и сплоченным, а не рыхлым, как все другие человеческие сообщества… Иисус, как известно, не участвовал в антиримском национальном движении, но, как и все евреи, оккупантов не любил и не призывал с ними мириться. То, что враги, которых Иисус вменял евреям в обязанность любить, суть тоже евреи, соплеменники, подтверждает текст в Евангелии от Луки [6, 27–35]. [В указанном тексте эти враги] с достаточной полнотой описаны. В них нет ничего похожего на римлян. Это люди, живущие бок о бок с обижаемыми ими людьми, знакомые этим последним, берущие у них деньги взаймы и не отдающие долга. Всякий скажет, что римляне по отношению к евреям так себя вести не могли. Совершенно ясно, что перед нами соплеменники обижаемых, их личные враги, и только они. Другого рода врагов Иисус вовсе не призывает любить, не призывает молиться за них… Христианство, став мировой религией, начало адресовать Иисусово требование людям любой национальности, однако лишь тем из них, которые едины во Христе. Оно призывает всех правоверных христиан любить друг друга, но весьма сурово относиться к разного рода еретикам и иноверцам" (С. 239–241). В книге рассматриваются фундаментальные проблемы интерсубъективности. Из содерж.: Интерсубъективный мир; Абсолютность свободы; Разумность и неразумность поступков; Бивалентность норм морали; Мировая деревня; Проект морального кодекса и др. |