Комментарии: |
Увелич. формат. Состояние хорошее. "События 1904–1905 гг. в Турове имели свой колорит. Из Петербурга приехал некто Райхман. Он стал призывать молодежь к участию в революционной борьбе и через месяц сагитировал более 70 человек. Революционеры собирали многолюдные митинги благодаря угощению. Каждому пришедшему они давали сотку [100 г водки] и булку, что привлекало крестьян. Митинги проходили у еврейской богомольни (синагоги), а пристав Пономарев был подкуплен. Когда умер один из членов социал-демократической группы, Бер-Лейб, то его хоронили с красным знаменем и пением «Марсельезы». Стражники были все деревенские и ничего не понимали. Когда они спрашивали у пристава, что это такое, тот отвечал, что люди справляют китайские похороны" (С. 211). "Большинство евреев из России были неимущими и говорили только на идиш. Они не имели специальности и становились жертвами неограниченной эксплуатации... Вначале многие перебивались за счет торговли вразнос, переходя от дома к дому. Не зная английского, они общались с покупателями жестами. Наиболее распространенными оставались профессии портного, мелкого торговца, часовщика, клерка, работника прачечной, сигареточника. Самые крепкие шли на фабрики. В 1912 г. на предприятиях швейной промышленности Нью-Йорка евреи составляли 85%... Получение образования считалось самой короткой дорогой для вхождения в американскую жизнь... Еврейская молодежь обнаруживала удивительные способности и трудолюбие, что позволяло продолжать образование в колледжах и университетах. Многие молодые люди из еврейских семей со временем составили большинство среди юристов, врачей и педагогов крупнейших городов США" (С. 233–234). На основе архивных документов в книге освещается история еврейской общины в Турове – одного из древнейших городов Белоруссии. Рассматривается экономическая, культурная и духовная жизнь, вопросы образования и здравоохранения, влияние трёх русских революций, эмиграция, погромы, преследование сионистов, сталинские репрессии, нацистская оккупация, послевоенные годы. |