Комментарии: |
Увелич. формат. Справочник включает сведения о различных аспектах творчества М. Булгакова. В первой части представлены таблицы, в которых произведения писателя сгруппированы по различным основаниям: в алфавитном порядке, по хронологии, жанрам. Вторая часть – «Историко-библиографический справочник» – включает статьи с основной информацией по большинству булгаковских произведений: истории создания, обстоятельств публикации или сценического воплощения, цензурной истории, восприятии современниками и т.п. Третья часть – словарь-тезаурус – "наряду с сугубо прикладными, информационно-поисковыми возможностями, дает представление о совокупности культурных фактов, нашедших отражение в произведениях Булгакова. На основании цитат и реминисценций мы имеем возможность хотя бы приблизительно представить, в каком «поле» формировалось мироощущение писателя, какими ассоциациями обусловлены его сюжеты и образы персонажей… Во многих случаях можно было бы пояснить, какими художественными соображениями обусловлена у Булгакова отсылка к тому или иному элементу культурного контекста, но жанр справочного издания не позволяет вдаваться в интерпретации. Поэтому не исключено, что некоторые указанные в тезаурусе реминисценции выглядят случайными. Вспомним, например, Эпилог повести «Собачье сердце», где фраза гоголевского Собакевича, торгующегося с Чичиковым по поводу мертвых душ «…между приятелями нечего на это глядеть», – вложена в уста собаки: «Нам на это нечего смотреть». Углубляясь в проблему, следовало бы задуматься о том, что у Булгакова эти слова мысленно произносит герой, восставший из «небытия», который поэтому связан с мифологемой воскресения и, значит, имеет отношение к коллизии жизни / смерти, а тем самым – к «мертвым душам». А сходная фраза Аметистова в комедии «Зойкина квартира»: «Между дворянами на это нечего смотреть», – становится понятна, если учесть типичную для Булгакова словесную игру (опять-таки с собачьим подтекстом) «дворянин»/ «дворняга»" (С. 3–4). |