Комментарии: |
Состояние хорошее. "Запутанным технологиям игры в «Сталин.Live» и различным псевдоисторическим провокациям мощную конкуренцию составляли завораживающие тексты мифотворцев вроде А. Проханова. Он назвал четыре причины, которые позволяют Сталину закрепиться в общественном сознании русского человека и стать «дивным мифом, с которым бессмысленно бороться, потому что любая форма борьбы только усиливает его». Первая. Сталин возник из бездонных глубин русского сознания. Запечатлел неискоренимые русские архетипы. Вторая. Сталин создал глыбу государства. Он пронизал его мистическим светом, наделил запредельной мечтой, поместил в лучезарный ореол сказочной утопии о вселенской справедливости, о братском равенстве, о достижении райского блаженства. Третья. Сталин не просто манил народ из-за горизонта этой нарисованной на клеенчатом коврике картинкой. Он предложил народу – нет, не той половине или трети, которая сидела в лагерях, но другой, находившейся по эту сторону колючей проволоки – идею героизма, идею творчества, идею непрерывной вертикальной мобильности. Четвёртая. Сталин сотворил чудо Победы 1945 г. Конечно, её выиграли и танки Т-34, и секретари райкомов, и, конечно, загрядотряды со штрафниками. Но пропаганда, говорящая о том, что народ, а не Сталин, выиграл войну, смехотворна, потому что народ не выиграл японскую войну, народ не выиграл германскую войну. На излёте того темпа, того ресурса, который был добыт народом в результате Победы, произошёл полёт Гагарина – этого богочеловека, который тоже является частью сталинского мифа" (С. 117–118). Из содерж.: 1919: наведение фокуса биографии; 1929: огосударствление юбилея; 1949: триумф и отчаяние; 1969: стыдливая ресталинизация; 1979: культ без личности; 1999: в ожидании вождя; 2009: Сталин с нами, Сталин – в нас; Как преодолеть плен сталинского образа? и др. |