Комментарии: |
"У самых дверей вагона № 11, где едут Борис и Саша, разыгрывается маленький спектакль. Чёрный, похожий на бесёнка, да к тому же и хромой человечишка доказывает рыхлому проводнику с рыбьими глазами, что ему совершенно необходимо место здесь, в этом вагоне, в СВ. Проводник в ответ выпукло моргает и загораживает молодцу дорогу. «Я сын Воровского!» – яростно кричит бесёнок и становится точно в такую же позу, в какой застыл его бронзовый папа в маленьком дворике близ Лубянки. Но проводник, видно, не из тех, кто очарован прошлым. А может быть, он сын более высокопоставленного чиновника, например, самого Дзержинского, или Свердлова, или может быть, Основателя этого государства?!... Кто знает! В любом случае, происходящее комично. Но в сердцевине комедии скрыта трагедия. Можно представить, что в проёме вагонной двери толкаются лишь человеческие оболочки, а сами они, их сущности, в действительности не просто сыновья Воровского и Свердлова, а именно Воровский и Свердлов. Никто из них не верил в перевоплощения, а лишь в воплощение идей. Но идеи-то их растворились, развоплотились, но вот они – о ужас! – они вновь воплощены. Их сущности узнают друг друга (неизвестно каким образом) и готовы приветствовать товарища по партии, но их оболочки совершенно не в состоянии вновь выполнять роли Воровского и Свердлова. Бытие этих оболочек – бытие проводника и молодца в шляпе – определило их сознание, и оно не помнит уже их истинных имён, а просто кричит, спорит, требует. Ситуация трагическая" (Пигмалион. С. 117–118). Сборник рассказов, стихотворений и пьес козельского писателя Сергея Тесмина. Как пишет в предисловии горячий поклонник его творчества профессор филологии и русской литературы государственного университета Да Сюэ Неймэнгу (КНР) Си Бян Цзи, "его рассказы с того времени [1980-х гг., когда Си Бян Цзи впервые познакомился с ними] и по современность есть своеобразный исторический срез не только переменчивой жизни русских, но и одновременно, что для меня удивительно, свидетельство неизменности и таинственности русской души" (С. 3) |