Комментарии: |
"Война совпала с моей юностью и была самым ярким явлением моей жизни. Она научила меня не отделять свою судьбу от судьбы Родины и народа, знать цену каждого клочка родной земли" (С. 41). "Политики не воюют, они затевают войны и посылают солдат убивать друг друга, облекая эту гнусную необходимость в яркие словесные обертки. Великая Отечественная война была не такой. Здесь все было ясно, и хотя здесь тоже были словесные обертки, но солдаты в них не нуждались" (С. 30–31). "Во время съемок [«Баллады о солдате»] возник конфликт с оператором фильма Эрой Савельевой. Ей показалось, что в сценарии отошли от священных принципов соцреализма. «Мы же должны воспитывать людей! – страстно убеждала она Чухрая. – Мне понятно, за что Шурка полюбила Алешу: он герой. Он подбил в бою четыре танка. Но за что он полюбил Шурку? Что она такого сделала? Не можем же мы показывать, что он полюбил Шурку за красивые ножки и длинную косу? Нужно, чтобы и Шурка была героиней. Пусть и она будет совершать подвиги... «Эра Михайловна, – отвечал Чухрай. – Если бы мы влюблялись в девушек за их патриотические поступки, вы были бы абсолютно правы. Но мы влюбляемся в них за красивые ноги и длинные косы. Конечно, это непатриотично, но если было бы по-вашему, то скоро бы прекратился человеческий род, а с ним пропал бы и соцреализм»" (С. 76–77). Книга о жизненном и творческом пути уроженца Мелитополя режиссёра Григория Наумовича Чухрая (1921–2001). |