Комментарии: |
Формат А4. На мел. бумаге. Цв. ил. "Погромщики с ломами и палками шли по улице, разбивая и грабя все, что им попадалось. Вначале они громили лавки торговцев-евреев. Однако местная самооборона, состоящая из русской, украинской и еврейской молодежи, остановила погромщиков. Те, получив отпор, стали грабить магазины и лавки своих же единоверцев-христиан. Возникли пожары. Так продолжалось всю ночь, пока в Мелитополь не прибыли войска из Симферополя. Антисемитизм поддерживался в стране как верховной властью, так и частью населения. А. Тышлер писал: «Я помню, как один из преподавателей говорил в присутствии всего класса, что евреев он признает за то, что у них был такой великий мыслитель, как Спиноза. А я задал ему вопрос, как бы он относился к моей национальности, если бы Спинозы не было. Ответить ему было не под силу, ибо дело было не в Спинозе, а в чем-то другом»... Преподаватель Дьяченко, который увлекался учением этого философа, требовал от учащихся, чтобы в натурных пейзажах у них «была душа». Он хотел, чтобы художник слился с природой, только тогда он сможет отразить ее красоту. А. Тышлер уважительно относился к этому человеку, и тем больнее было услышать от него подобные суждения о евреях" (С. 29, 31). Александр Тышлер (1898–1980) – известный советский живописец, график, театральный художник, сын еврейского плотника (Тышлер на идише – «столяр»). В книге рассказывается о периоде его жизни и творчества, связанном с Украиной: родился он в г. Мелитополе и прожил на украинской земле 23 года. |