Комментарии: |
"Что такое «обилие декора» – когда речь заходит о «русском узорочье»? Тогда много строили купцы да прочие посадские люди. На свои средства они, соответственно, и заказывали, что им нравилось. А они имели христианское чувство простое, наивное и вместе с тем весьма сильное. Им, как уже говорилось, нравилось ходить к обедне в лучших одеждах. Они и храмы создавали наподобие красивых, с красной вышивкой, рубах. Им нравилось дарить Богу что-нибудь нарядное, затейливое, преухищенное всякими каменными штуками, предназначенными для долгого приятного рассматривания. Им надобно минимум порядка, дисциплины духа, симметрии и побольше разнообразия форм. Именно так, тщанием Г.Л. Никитникова, «торгового человека» из богатейшей корпорации «гостей», в 1630-х появляется храм Троицы в Никитниках. Храм – полная чаша! Словно купец поднеял к небу руки с подносом, на котором навалены фрукты, золотые монеты и какие-нибудь поливные горшки. Господи, я так Тебя люблю, возьми же, это от чистого сердца! Красные стены, белая резьба, зеленые купола! Кокошники, кокошнички, нишки всяких форм, каменные бусины, колонки целыми пучками, резные наличники и фронтончики, крытые паперти, яркие изразцы, всякая всячина без особого ладу, но с такой живописностью самой жизни!" (С. 197–198). Книга о Москве как центре просвещения, книгопечатания и высокого искусства. На страницах приложения опубликованы надписи на русских книгах кириллической печати XVI в. Из содерж.: Начало кириллического книгопечатания в Восточной и Южной Европе; Анонимное книгопечатание в России; Иван Федоров и его соратники; От Андроника Невежи до Никиты Феофанова; У истоков национального образования. Типографское училище иеромонаха Тимофея: между школой и университетом; Москва как «удел Пречистой»; Идеи царствования и покаяния. Москва и Смутное время; Москва в нарядах посадского барокко и др. |