Комментарии: |
"В России более 100 лет реализуется мысль: пусть погибнет Россия, лишь бы считалась истиной в последней инстанции национальная теория, созданная Ульяновым и Джугашвили. Для марксизма соединение этих двух явлений – нации и государства – с любой точки зрения казалось абсурдным... Разве украинцы не были нацией, когда Украина входила в состав России, и они стали нацией лишь после отделения от Советской России? И наконец, самый коварный аргумент, предъявляемый «отцом народов»: «разве эта схема не приводит к оправданию буржуазных националистов в наших Советских республиках, доказывающих, что советские нации перестали быть нациями после того, как они пошли на объединение своих национальных Советских республик в СССР?» То, что для Джугашвили представлялось очевидным абсурдом, в действительности оказалось единственно правильным пониманием процессов, создающих нации. Марксизм, грезивший мировой пролетарской революцией, которая отменит государства, не мог признать за государством качеств, созидающих нации. Это предположение действительно содержало в себе элемент абсурда в том только смысле, что оно превращало сам марксизм в абсурд. Разве можно было всерьёз говорить об отмене государства, если ХХ век оказался эпохой утверждения наций, а значит, и периодом окончательного огосударствления человечества. Что же касается ссылки не на научный, а на «практический» смысл понятия нации, то между двумя войнами этот смысл был более чем прозрачен в прагматичных действиях государства" (С. 199–200). Автор книги доказывает, что ХХ век был для России временем одновременно и трагедии, и славы, и что Россию, прошедшую испытание революциями, ждёт великое будущее. Из содерж.: Парадоксы революционных переходов; Век побед и упущенных возможностей; Основные противоречия, которые не удалось преодолеть; Революция как борьба за русское наследство; Против этононационального синдрома; Борьба в надстройке за базис: 1989–1995; Русская победа и её дискредитаторы; Синдром Герострата; Быть вместе и впереди и др. |