Комментарии: |
"По мере погружения в документы поражает невероятная жизнестойкость «культурнейшего учреждения России». Страна слиняла, религия обрушилась, нет еды, дров, исчезла прежняя публика, на улицах стрельба, порой вырубают свет, в сущности, нет быта как такового. Но в амбарные книги и в особые тетради заносится бесконечная лента нарушений и сбоев, как будто дело происходит в нормальном государстве <...> Мелочи и проблемы одного дня идут рядом с обсуждением проблем самого существования МХТ. К началу весны стало ясно, что следующую зиму в Москве им не пережить. На очередном общем собрании голосовали один вопрос: «поездка или отъезд». Группа актеров отправляется в Харьков (среди них В.И. Качалов и О.Л. Книппер). В Харькове в июне 1919-го открываются «Вишневым садом». Пока шел спектакль, власть в городе сменилась. Генерал А.И. Деникин со свитой пожаловал к финалу и попросил актеров не возвращаться сейчас в Москву, потому как сам рассчитывал через несколько недель быть в Кремле. Актеры поверили, остались. После многих скитаний в октябре 20-го качаловская группа отбыла в Константинополь. В прощальном письме Станиславскому Книппер воспользовалась цитатой из пьесы, которую столько лет играла вместе с К.С.: «Кончилась жизнь в этом доме». Объем документов передает фактуру того, как «кончилась жизнь в этом доме». И как начиналась иная, новая жизнь. Как ломали и переналаживали дело. Как пытались переждать, как сопротивлялись. Закрыли двери театра сразу вслед за большевистским переворотом, ждали решений Учредительного собрания, которое, казалось, установит хоть какой-то порядок в городе и стране" (С. 8, 10–11). Сборник документов, относящихся к творческо-административной стороне жизни МХТ в самый критический период его жизни. Материалы включают протоколы собраний, заседаний, дневники спектаклей, беседы в коллективе о текущих творческих проблемах и путях их разрешений. |