Комментарии: |
Увелич. формат. Состояние удовлетворительное. Книга со следами намокания. "Важное место в жизни русского населения Причудья занимал чай. Потомки староверов, поморцы и федосеевцы, переступили строгий запрет на такие иноземные нововведения, как чай, кофе, табак, картофель. К чаю староверы перешли от кваса, очевидно, еще в первой половине XIX в., потому что во второй его половине лишь некоторые старики считали самовары антихристовой машиной, не пили зелье-чай, не потребляли сахар, «антихристов соблазн». К концу XIX в. примирились с чаем даже самые строгие верующие старики, но, сознавая свою греховность, в дни Великого поста пили все же кипяток с изюмом... Как рассказывают, в 1850-х гг. первая красавица в деревне Нина вышла замуж в семью, потому что «хозяева они были справные и у них одних ясный самовар был в деревне, другие все в то время с горшков пили». В конце XIX в. у жителей Причудья чай стал напитком первой необходимости. Придирчиво выбирали сорта чая. Годилась лишь озерная вода: «Ведь озерная смеется мне в чашечке, а колодезная плачет»" (С. 84). Сборник очерков, затрагивающих следующие темы: перемены в хозяйственной деятельности, культуре, обычаях эстонцев во второй половине XIX – начале XX в.; эстонцы-горожане и эстонцы-мигранты; своеобразная эстонская группа – сету; история заселения русскими западного побережья Чудского озера. Из содерж.: Эстонцы: Поселения и постройки; Крестьянская одежда; Свадьба; Общественный быт сету: Хозяйственные занятия; Пища; Семейная обрядность; Русские старожилы в Эстонии: Деревни и постройки; Старообрядческие семьи; Лица на кронах и др. |