Комментарии: |
Несмотря на то, что эта книга представляет собой образцовую научную монографию (со всевозможными ссылками, отступлениями и комментариями) и держится на каркасе жёсткой полемики с научными оппонентами, в первую очерель с В.А. Кучкиным, читается она очень легко. Помимо литературных способностей автора, эта лёгкость связана с хорошим знанием научной литературы, а также всего объёма исторических источников XIV–XVI веков, в том числе иконографического материала, разнообразных житий и патериков. Автор отмечает: "Надеяться, что где-то в наших архивах еще ждут своего часа неизвестные доселе источники XIV века просто не приходится". При этом, – считает он, – до сих пор существует целый пласт малоисследованных материалов этого периода в виде житий древнерусских святых. Критикуя точку зрения В.О. Ключевского и А.С. Орлова о малоинформативности и недостоверности агиографической литературы, К. Аверьянов утверждает, что "[их] подход оказывается слишком узким и односторонним. Главная трудность заключается в том, чтобы разглядеть в житиях русских святых черты реальной исторической действительности, увидеть конкретные факты. Эта задача требует от исследователя скурпулезной текстологической работы... доскональной проработки всех имеющихся источников... тонкой интуиции и острого критического чутья. [И когда такие исследователи появятся, а] древнерусские жития наконец-то по-настоящему будут введены в научный оборот... следует ожидать новых исторических открытий" (С. 447–448). Из содерж.: Миссия в Нижний Новгород; Андроников монастырь; Искушение властью; Куликово поле; Игумен земли Русской; Основные даты жизни Сергия Радонежского и др. |