Комментарии: |
Рассмотрение некоторых сторон эстетики великого философа и его, так сказать, антропологии знания, а точнее роли чувственности, телесности и души в процессе познания окружающего мира. Нетривиальность эстетики св. Августина состоит в том, что врождённым оказывается не сам эстетический идеал, а как бы условия наших представлений о красивом, связанных с понятием numerus (буквально ритма, или ритма-числа). Этот numerus следует понимать не только как повторяющееся размеренное движение, но и как "пропорцию и симметрическое соотношение частей". Согласно Августину, – пишет А.А. Тащиан, – "божественная мудрость во всяком внешнем образе, имеющем конечную определённость и чувственно воспринимаемом, говорит с нами через свои «следы»... Все, что манит нас и доставляет нам удовольствие в этом телесном и/или чувственном, является numerusum, т.е. ритмичным, и определяется числом. Мы можем выносить наши суждения относительно того, что схватываем посредством телесных чувств, т.е. относительно особенного, лишь потому, что имеется всеобщий закон красоты" (С. 36–37). Автор замечает, между прочим, что философ (к досаде современных исследователей) не делает различий между душой и духом (С. 63), и приходит к выводу, что "все формы чувственности рассматриваются Августином как обладающие внутренней, независимой от внешнего телесного воздействия ритмикой. Например, душа прежде всякого звучания (в тишине) одушевляет слух, образуя ритмику sui generis в независимости от того, чувствует ли она какой-либо определенный звук" (С. 70). |