Комментарии: |
Поскольку "Венедикт Ерофеев (1938–1990), как известно, был большим ценителем творчества Владимира Высоцкого (1938–1980), [а] Высоцкий о Ерофееве, скорее всего, слыхом не слыхивал (в 70-е гг. его «М–П» имела хождение лишь в самиздате...)" (С. 5 ), автор начинает сравнение двух творческих миров с сопоставления поэмы Ерофеева «Москва – Петушки» (написанной в 1970-м) и повести Высоцкого «Жизнь без сна», датируемой 1968-м. Произведения, написанного "за 45 дней, которые не потрясли мир, но подтвердили литературные амбиции Ерофеева" и "постмодернистского опуса Владимира Высоцкого, который остался для автора эпизодом, пробой пера" (С. 35). Сравнение получилось таким же постмодернистским, как сами тексты: включающим не только оценки, но и рефлексию автора по поводу своих оценок, и иронию по поводу этой рефлексии. "В интервью ленинградскому ТВ Ерофеев назвал свою поэму произведением чисто русским (на наш взгляд, [это] произведение вполне антирусское, деструктивное, с чего бы его по Би-би-си усиленно начитывали в годы поганой перестройки)... Автору заметок, скажем, близки рассказы Ю. Казакова, В. Шукшина, повести Ю. Трифонова... Понятно, что поэма Ерофеева, пронизанная мизантропией, с добавлением средства от потливости ног и одеколона «Лесная вода» автору нравится меньше... Впрочем, трудно не признать незаурядность ерофеевского текста. Филологическая изощрённость, поэтичность, даже музыкальность, чёрный юмор, оригинальность интонации, композиционная цельность. И от мнения философа А. Зиновьева не отмахнуться: "«Москва–Петушки» Венедикта Ерофеева с точки зрения вклада в литературу – явление гораздо более значительное, чем произведения Солженицына" (С. 32–34). |