Комментарии: |
"В эпоху жидотрепания, когда мы, русские евреи, претерпевали так много невзгод, наши кавказские собратья наслаждались миром и спокойствием. Оказалось, что грузины, мингрельцы, гурийцы, лезгины и прочие кавказские племена, которых в России считают чуть ли не дикарями, много человечнее просвещенных «громителей». Оказалось, что лучшие кавказские люди с омерзением слушали и читали о погромах, а вся грузинская пресса, защищая евреев, с уверенностью выражала свое мнение, что среди их общества нет места таким печальным явлениям, которые произошли на юго-западе России. И действительно, на всем Кавказе не было ничего «антиеврейского», хотя здесь есть места, населенные туземными, грузинскими евреями. Если между христианским населением и евреями здесь и существует некоторый антагонизм, то он чисто религиозного свойства. Да и религиозный-то антагонизм не у всех одинаков: армяне-католики, у которых евреи являются конкурентами по торговле, относятся к евреям много хуже туземцев-грузин" (Хмара Д. Кутаис (1883). Корреспонденция «Русского еврея». С. 136–137). Собрание статей, опубликованных в периодических изданиях за 1862–1930 гг. и посвящённых жизни, быту и обычаям евреев на Кавказе. Тексты дополнены статистическими таблицами. Из содерж.: Чёрный И.Я. Горские евреи Терской области. Краткие исторические сведения (1869); Дубелир Д.М. Евреи на Кавказе (1871); Сегаль И. Ханский суд (1880); О языке закавказских евреев (1881); Конторер И. Квирилы (Кутаисской губ.) (1884); Ка-ман А. Из мира скорби и слёз (плакальщицы у евреев) (1884); О правовом положении кавказских евреев (1898); Вайсенберг С.А. Кавказские евреи в антропологическом отношении (1912); Тульман Л. Еврейское школьное дело на Кавказе (1914); Агарунов С. Даг-джугуты (1928); Б.З. Еврейское землеустроение и озет-работа в Азербайджане (1928); В колонии «Ганштаковка» (Северный Кавказ) (1929) и др. |