Комментарии: |
"Но самой главной была «пиньята». Это картонный каркас, изображающий какую-нибудь фигуру. Детям по очереди завязывают глаза, и они бьют по пиньяте. Когда под общий визг и крик её разбивают, то все дети бросаются на пол, хватая падающие игрушки. Моя мать страшно возмущалась: как можно приучать детей к такой дикой свалке, к тому, что вещи просто падают и нужно только хватать их побыстрее, пока не сцапали другие. Ни дисциплины. ни трудолюбия, ни умения ценить вещи это не воспитывает. Она не видела другого: что это выработало умение хватать момент, представившуюся возможность, быстро ею пользоваться, а не ждать, когда тебе поднесут подарок, в красивой бумаге с бантиком (или даже по карточке, простояв ночь в очереди). Учит не ждать, когда кто-нибудь даст тебе разрешение, если захочет. Учит уменью жить сейчас, а не в «светлом будущем». Заставляет рассчитывать на свою прыть, а не на выше установленные порядки, в теории якобы справедливые; и что те, кто их установил, их сами придерживаются, что они тебя не обойдут и не обделят" (С. 203). Публикация воспоминаний Валентины Михайловны Тарховой – дочери уроженца Саратова, оказавшегося на оккупированной немцами территории и эмигрировавшего в конце 1940-х гг., прошедшего путь от чернорабочего до главного энергетика Венесуэлы. Повествование охватывает период с начала ХХ в. до середины 1970-х гг., показывая жизнь простой семьи в дореволюционной России (Саратов, Астрахань), в Советской России (Харьков), в фашистской Германии и Германии первых послевоенных лет, а также в Венесуэле 1950–1970-х гг. На страницах приложения размещены сочинения Михаила Тархова. Из содерж.: Пролетарий умственного труда; Кому истребиловка, кому спасаловка; Лагерь унтерменшей; «Идиотство деревенской жизни» для изворотливых; Победители; Старый Каракас; Эмигрантская приспособляемость; Третья ступень – буржуйская осёдлость; Веяния с родины; Политика и вынужденный туризм; Соотечественники в Америке и др. |