Комментарии: |
Увелич. формат. "Ценность откровенных наблюдений Астырева состояла в создании реалистической картины крестьянского общинного миропорядка. Как выяснил писатель, в нем плохо просматривались социалистические инстинкты мужика. Напротив, жизненный опыт показал, что в происхождении кулачества нет ничего внешнего или наносного. Кулаки-мироеды, замечал наблюдательный писатель, есть «явление, логически вытекающее из данного экономического и общественного деревенского строя… Деревня будет все далее и далее дифференцироваться, и в одну сторону будут стекаться представители умственности, которые все безграничнее будут господствовать над отлагающимися в другую сторону рабами физического труда, глубже и глубже уходящими в мелкие, развращающие заботы о куске насущного хлеба». Но если так, то приходится признать, что никакой особой жизнестойкостью русская община не обладала, а идеализация ее не имела никаких оснований. Именно такой вывод и делает Астырев: «Это, по-моему, логически неизбежный конец истории нашей крестьянской общины в существующей ее форме; избежать этого печального конца можно, только перейдя от общинного владения объектов труда и землею – к общественным формам самого труда»" (С. 255–256). Николай Михайлович Астырев (1857–1894) – российский беллетрист и статистик. Учился в петербургском Институте инженеров путей сообщения, но, не окончив его, уехал в деревню, где стал волостным писарем. В книге он так объясняет своё решение: "Теперь, ввиду назревших крестьянских вопросов, требующих разрешения, и правительству, и обществу необходимы точные сведения о крестьянском быте, а иметь таковые возможно лишь при наитеснейшем общении с крестьянскою средою" (С. 12). Результатом стали публикуемые зарисовки из народной жизни в Воронежской губернии, а также статистический очерк «Крестьянское хозяйство в Воронежском уезде». В приложение вошли статьи М.Д. Карпачева «Жизнь воронежской деревни конца XIX в. глазами писателя-демократа» и О.Г. Ласунского «Исследователь народной жизни». |