Комментарии: |
Состояние хорошее. "В настоящее время царя Иоанна Грозного представляют «уже не столько по описаниям, сколько по портрету, сделанному М. Герасимовым». Именно эта широко пошедшая по рукам реконструкция («крайне отталкивающее лицо») как нельзя лучше «подтверждает» «восточную хитрость» царя, его «врожденное лицемерие», «шизоидное поведение»... В связи с этим не может не встать вопрос о достоверности реконструкций как таковых. На первый взгляд они зиждутся на солидном фундаменте. «Все первоначальные разговоры о том, что работы Герасимова – шарлатанство, опровергались практикой Угрозыска». Однако эти слова акад. Б.В. Раушенбаха свидетельствуют только о том, что Герасимов мог. Было же и еще нечто, кроме профессиональной квалификации... Герасимов и сам прекрасно знал о сомнениях в степени достоверности исторических реконструкций портретов по черепам. [Он сам ставил вопросы]: «Не производит ли исследователь по черепу, сам того не желая, как «художник», свое эмоциональное представление, выдавая его за действительный достоверный портрет?»... Исключительным вниманием, по свидетельству людей, близко знавших М.М. Герасимова, пользовались у него труды академика С.Б. Веселовского, чья позиция резкого неприятия царя Иоанна Васильевича широко известна. <...> [Эксперт-криминалист С.А. Никитин]: «Самый сложный – последний этап, потому что нужно сделать не просто лепной фоторобот, чтобы на вас смотрел живой человек, это взгляд, какой-то характер, вот эта работа самая сложная. И она занимает больше времени, чем собственно само восстановление». И, выходит, недаром все-таки Герасимова называли волшебником. «Что бы ни получилось у исследователя в результате – это будет плод его размышлений на заданную тему, основанных на сумме допущений»" (С. 326–327, 332–333). Из содерж.: «Картина крови», или Как Илья Репин царевича Ивана убивал; Русские «безобразники» и «благочестивые» евреи; Историческая песня или идеологическое оружие?; Гробокопатели в Кремле; Почти «святая»... отравительница; Убивал ли царь своего сына? и др. |